В Индии, самой большой демократии мира, если судить по численности населения, нет суда присяжных. Вообще индийская судебная система была построена по модели британской, и институт присяжных в ней предусматривался, но был отменен в 1960 году. Причина — индийские присяжные легко поддаются влиянию СМИ и общественности, их легко ввести в заблуждение и сыграть на их сентиментальных чувствах. Точкой в истории суда присяжных в Индии стало дело Каваса Манекшава Нанавати: капитан военно-морского флота в Бомбее убил любовника жены, своего близкого друга Према Бхагвандаса Ахуджу.
Кавас Манекшав Нанавати - капитан военно-морского флота в Бомбее
У Нанавати была жена Сильвия — англичанка по крови. Он часто и подолгу пропадал в командировках, а она сидела дома с 3 детьми и скучала. Сильвия влюбилась в Према Ахуджу, который был другом ее мужа вот уже 15 лет. Она была готова развестись и выйти за Према замуж, а у того серьезных намерений не было.
27 апреля 1959 года Нанавати вернулся из командировки и почувствовал отчужденность и уныние жены. На расспросы Сильвия ему во всем призналась. Для Нанавати это был удар. Он отвел жену с детьми в кинотеатр, затем пошёл к себе в часть, взял под каким-то ложным предлогом пистолет с 6 обоймами, завершил всю необходимую работу и отправился в офис к Ахудже. Ахуджи на работе не оказалось, и Нанавати поехал к нему домой, где застал друга в полотенце на выходе из ванны и задал ему вопрос: собирается ли тот жениться на Сильвии (если он даст развод) и принять их детей? Прем Ахуджа, как говорят, ответил: «Я что, должен жениться на всех женщинах, с которыми сплю?» Услышав такое, Нанавати выстрелил в него 3 раза, после чего поехал и сдался полиции.
На слушаниях присяжным предстояло решить: убийство произошло под воздействием аффекта или было заранее спланировано. Наказание за непредумышленное убийство составляло максимум 10 лет тюрьмы, а за умышленное грозило пожизненное заключение или смертная казнь. Всё бы ничего, но в Индии не бывает просто убийства, как не бывает и просто людей. Дело тут же было истолковано в нескольких разных контекстах и привлекло внимание всей общественности.
Кавас Нанавати был парсом (зороастрийцем иранского происхождения), а Прем Ахуджа — из синдхов (народа из области Синд, в настоящее время на территории Пакистана). И дело переросло в битву между 2 влиятельными общинами. Особенно активно кампанию в защиту Нанавати вел таблоид Blitz, редактором которого тоже был парс. В результате, ещё задолго до начала слушаний в суде, Кавас Нанавати превратился чуть ли не в национального героя, который встал на защиту семейных ценностей и чести и покарал бессовестного злодея-плейбоя, похитителя чужих жён. В газетах возникали всё новые детали, общины парсов и синдхов устраивали митинги, а уличные торговцы продавали «пистолеты Нанавати» и «полотенца Ахуджи».
Естественно, индийские присяжные не смогли остаться беспристрастными к горю честного капитана, ведь семья очень важна для психологии индийцев, и оправдали Нанавати по обвинению в предумышленном убийстве: восемь человек против одного. Судья же отказался принять такой вердикт, назвав его «извращённым», и отправил дело в высший суд. Высший суд, отменив слушания присяжными, признал Нанавати виновным. Верхновный суд, куда была подана аппеляция, также подтвердил приговор: Нанавати был осуждён на пожизненное заключение.
Таблоид Blitz благодаря которому дело Нанавати получило большую огласку
Общественная кампания в защиту Нанавати не утихала (благодаря Blitz), но были опасения, что амнистия Нанавати будет в штыки воспринята общиной синдхов. Подходящая возможность выдалась через 3 года. Община синдхов просила амнистировать бывшего борца за независимость, бизнесмена, наказанного за незаконное использование важной лицензии, и правительство склонялось удовлетворить эту просьбу. Когда же было получено письменное прощение от сестры убитого Ахуджи, губернатор штата Махараштра Виджаялакшми Пандит (сестра Джавахарлала Неру) одновременно даровала амнистию бизнесмену-синдху и капитану-парсу. Чтобы никому не было обидно.
Сразу после освобождения Нанавати с женой и детьми иммигрировал в Канаду. В 2003 году он умер, а в Индии с 1960-го года нет суда присяжных.
P.S. Эти события так взволновали индийскую общественность, что по их мотивам было создано несколько фильмов и книг. Среди них — фильм «Achanak» 1973 года (видела русский перевод «Майор. Выжить или умереть») и книга англо-индийского писателя Индры Синхи «The Death of Mister Love» («Смерть мистера Любовь») (имя убитого любовника Прем означает «любовь» на хинди). Сюжет также стал прототипом для эпизода о командоре Сабармати в книге Салмана Рушди «Дети полуночи».