Rombur
| вторник, 31 июля 2018
31.07.2018 в 11:44
Пишет
Шано:
31.07.2018 в 12:34
Пишет Grissel:
В ожидании автора
Еще о Мельникове-Печерском.
Напомню , что его эпопея – два огромных романа, каждый величиной с «Войну и мир». И на протяжении всего действия учительные скитские матери ждут, что приедет чиновник с особым предписанием из Петербурга, закроет скиты и заберет чудотворную икону, «пришествовавшую по небесам» в Заволжье из Соловецкого монастыря. И тогда придет конец древнему благочестию.читать дальше
Ожидание длится годами, некоторые игуменьи предпринимают меры – одни скупают недвижимость в городе, чтобы перевезти насельниц туда, другие пишут слезницы единоверцам в столицы, прося заступничества. Некоторые полагается на авось.
Тема проходит пунктиром, читатель периодически про нее забывает.
Но на последних страницах чиновник все же приезжает, и происходит то, чего все страшились. Все изложено очень сжато, это при всей авторской любви к подробным описанием. Хотя про каждого эпизодического персонажа рассказана вся биография, о чиновнике мы не узнаем ничего, даже фамилии. Это могло бы показаться авторской небрежностью. Если не знать, что здесь описаны реальные события.
Чиновника по особым поручениям, который в 1853 г. закрывал скиты и увез из Шарпанского скита особочтимую икону Казанской Богоматери, звали Павел Мельников. Позже он стал известен как беллетрист Андрей Печерский. То есть на последних страницах в сюжет заходит автор и волевым решением прекращает действие.
С современной точки зрения тот еще модернистский ход, хотя Мельникову-Печерскому это, разумеется, в голову не приходило.
URL записи
URL записи